IT-школа «Орбита» как новая веха в становлении эры информации России

Вы, наверное, уже вскользь слышали о ментальной арифметике. Если информация не проскочила в ленте новостей, то по телевизору-то точно видели передачу, где дети за несколько секунд складывают в уме трехзначные числа. Что за такие уникальные дети и что за новая методика устного счета?

Сегодня предлагаем вам интервью создателя и генерального директора It-школы «Орбита» в Республике Башкортостан Асхата Зарипова. Мы из первых уст услышим об этой уникальной методике интеллектуального роста, появившаяся в России сравнительно недавно. И узнаем о других интересных и актуальных направлениях, которые развивает сегодня эта современная школа.

 

— Добрый день, Асхат Ахметович! Расскажите нам о ментальной арифметике, что это за метод и с чем его едят?

— Добрый день! Во-первых, ментальная арифметика — это не только умение складывать в уме многозначные числа. Ментальная арифметика – это основа, метопредметный навык, который помогает нам улучить коэффициент полезного действия мозга, за счет которого появляется возможность быстрее и эффективнее обрабатывать информацию. Получается, что ментальная арифметика — это способ раскрытия потенциала мозга – мы тренируем его быстро воспринимать и запоминать информацию, улучшаем фотографическую память, таким образом готовим почву для изучения других видов и направлений.

Наш мозг – такой же орган, как и любой другой, но более сложен и многогранен. Его можно тренировать и нагружать, как и другие мышцы. И как после многократных силовых упражнений ваш пресс станет упругим и подтянутым, также происходит с мозгом. Если раньше, например, он не мог выдерживать многочасовую нагрузку, то после занятий ментальной арифметикой — сможет. Определенным образом тренерованный мозг будет воспринимать любой материал проще и быстрее. И это проявляется в разных сферах – дети лучше осваивают школьную программу, выучивают стихи, становятся более усидчивы и любознательны. Это раскрытие потенциалов мозга важно начинать именно в детском возрасте — от 4-5 до 12 лет, когда он более подвижен и восприимчив. Поэтому на курсы ментальной арифметики набирают детей с 4-5 лет.

 

Но тут нужно понимать, что сама по себе ментальная арифметика не будет окончательной. Она является некой ступенью, которая помогает человеку выйти на высокий профессиональный уровень выбранного им направления. Используя навык, полученный на ментальной арифметике, мы с таким же успехом переходим на другие сферы и их изучение будет отличаться быстротой и качеством. Ваш натренированный мозг будет готов воспринимать и обрабатывать новую сферу, и она вам будет даваться с легкостью. Как и любой другой орган, если мозг не держать постоянно в тонусе, переходя все на новые и новые орбиты развития – она потеряет свою форму. Поэтому очень важно после курса ментальной арифметики переходить на другие сферы, например, на программирование или изучение языков.

 

— Асхат Ахметович, расскажите нам, как создавалась It-школа «Орбита»?

— Идея создания it-школы пришло в голову довольно давно, более 7-8 лет назад, когда работал заместителем директора по научно-методической работе Республиканского инженерного лицея. В тот период наша школа называлась лицей-интернат, но мы уже тогда хотели, чтобы она стала современной it-школой, в которой бы использовались передовые it-технологии. Мы мечтали использовать технологии в повседневной жизни и обучать этому наших детей. Так получилось, что лицей переформатировали в республиканский инженерный лицей. А наша идея создания современной школы, ориентированной на воспитание нового поколения востребованных специалистов, осуществилась в 2016 году. Тогда мы, группа молодых амбициозных людей, которые поставили перед собой цель – развитие умственных, творческих способностей детей, которые начинают обучение в общеобразовательных учреждениях, основали it-школу «Орбита».  Достижению поставленной цели способствовало стремление каждого из участников it-школы дать своим детям стимул для мотивации в получении образования, и в дальнейшем использовании полученных знаний на своем жизненном пути, самостоятельному определении смысла и цели своей жизни. 

It-школа «Орбита» не пошла по пути создания унитарной , малодоступной частной школы для детей обеспеченных родителей, считая, что любой ребенок с рождения наделен уникальными способностями, которые необходимо развивать для повышения интеллектуального развития общества нашей страны в целом. 

Мы видели, что в передовых регионах нашей страны, например, Москве, Санкт-Петербурге и Казани существуют специализированные школы it-профиля и понимали необходимость их наличия и в нашей республике.

Почему «Орбита»? Во-первых, еще в лицее мы разработали и проводили ежегодную республиканскую олимпиаду «Орбита», на сегодняшний день наша компания является ее идейным руководителем и спонсором. Только в текущем году в ней участвовало более 4200 детей. Во-вторых, любое развитие идет по спирали – дети постепенно осваивают один вид знаний и переходят в другую орбиту – более высокую плоскость. Ну и Орбита – это масштабное явление, глобальное космическое пространство. Как корабль назовешь – так он и поплывет, мы выбрали себе глобальное название и поставили космические цели.

— Идею создания it-школы вы вынашивали давно. Скажите, какие цели вы ставили перед собой и на сколько они достигнуты за неполные два года существования школы?

— Главная цель it-школы «Орбита» – раскрытие потенциала человека. Образование в России, что бы не говорили, поставлена на хорошем уровне. Мы знакомы с системой образования других стран – Австрии, Германии, Турции. Проработав много лет в системе школьного образования, я убежден, что наше российское образование является лидером среди мировых держав. При хорошем финансировании ее возможности могли бы возрасти в сотни раз. Но есть те области, за которыми средняя школа просто не успевает, ведь она – не совсем подвижная инерционная бюрократическая машина. И те пробелы, которые оставляет школа, мы, как частная компания, оперативно восполняем. Мы даем те навыки, которых дети не дополучают в школе, либо этих направлений пока нет вообще. Школьная программа в совокупности с курсами нашей школы будут более эффективными и полезными.

У it-школы «Орбита» два основных направления, но конечная цель едина – управление человеческим капиталом или раскрытие потенциала человека. Стивена Кови в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» провел исследование и определил, что к окончанию школы у детей есть определенные знания, но нет простых навыков и умений, они практически не приспособлены к жизни. Выпускник не умеет управлять своим временем, своими знаниями, даже элементарно не может разделить работу на части, чтобы сделать ее как можно быстрее и эффективнее. Он уходит в открытое плавание, но понятия не имеет, куда и как плыть. Многие ученики даже к концу школы не знают, в какой университет поступить. То есть нет целостного восприятия мира, нет планов и целей на будущее. А работодателям нужны конкретные навыки, которые умеет потенциальный работник.

 

Зная эту проблему не понаслышке, в своей it-школе воплощаем в жизнь давнюю мечту – мы развиваем у детей конкретные навыки, которые понадобятся им в жизни. Мы последовательно идем к этой цели, сейчас начали с трех направлений. То есть сейчас они развиваются с помощью ментальной арифметики, робототехники, программирования. Кроме них, есть еще несколько очень нужных и полезных навыков, например, 10-ти пальцевый набор текста или эффективный поиск информации в интернете, которые обязан знать каждый человек. Таких основных самых нужных навыков мы отобрали 40. И начали создание it-платформы, в которой любой ребенок вместе с родителями сможет изучать и прокачивать эти навыки. В идеале должен получиться функциональный треугольник: it-школа «Орбита», ребенок и родитель, который сообща формирует интеллектуально-образовательную траекторию. Выслушиваем родителей, узнаем желания ребенка и совместными усилиями мы выстраиваем определенную цепочку навыков, которые целенаправленно планируем на 5-10 лет вперед. Четко знаем конечную цель, в данном случае говорим об умениях ребенка – что будет знать и уметь ребенок к окончанию школы. Все это делается для исключения спонтанных решений – сегодня я хочу заниматься ментальной арифметикой, завтра футболом, а потом пойду на танцы. Из сорока навыков десять — для родителей. Они будут помогать прокачивать своего ребенка. Все эти материалы будут бесплатны и доступны, заинтересованные родители сразу увидят прогресс.

 

— В каких направлениях на сегодняшний день развивается it-школа «Орбита»?

— На сегодняшний день у нас два больших направления – это ментальная арифметика и it-направления – робототехника и как ее продолжение — программирование. Про ментальную арифметику мы подробно рассказали выше. Хотел бы остановиться на втором основном направлении – робототехнике и программировании. В робототехнике используется деятельностный подход. Наша задача – дать основу программирования, научить алгоритмическому мышлению.

It-школа «Орбита» работает в основном с маленькими детьми – это 1-4 классы, важно с начальных классов показать им, что такое робототехника, что бы дети полюбили его и самое главное поверили, что это легко и доступно. Может показаться, что первоклассник на занятиях только играет с этими роботами, но через сборку таких простых роботов он изучает основу механики. Допустим, на занятии собирает светлячка, но по факту работает с датчиком наклона. Такое алгоритмическое мышление постепенно превращается в навык. В более старших классах, когда начинается программирование, ребенок уже легко ориентируется в таких понятиях, как циклы и операторы и может сам писать программы.

— Ваша школа «Орбита» основана почти два года назад. Расскажите об успехах за этот период.

— Первоначальная цель была обучить 1000 детей до нового 2018 года, и эту цель мы достигли. До конца текущего года у нас проект «100 школ» — в ста школах ввести образовательные процессы по нашим направлениям. Сейчас мы работаем в 60 школах по всей Республике Башкортостан, еще десят школ высказали желание сотрудничать с нами, поэтому эта цель достижима. На данное время у нас обучается около 2 тысяч детей, 2020 году количество своих учеников хотим расширить до 10 тысячи человек.

— Сколько тренеров на данный момент прошли обучение в it-школе «Орбита»?

— На сегодняшний день прошли обучение 240 педагогов, из них по ментальной арифметике работают 62 тренера, 20 педагогов работают по направлению «робототехника». В июне и августе тренера приглашены на трехдневное повышение квалификации по ментальной арифметике.

С сентября более 40 педагогов школ и дошкольных образовательных учреждений готовятся пройти наши курсы. У нас есть лицензия на обучение, выдаем сертификаты.

— Что получают педагоги, когда приходят на курсы по ментальной арифметике в it-школе «Орбита»? Почему они выбирают вас?

— Учителям мы предлагаем комплексное решение. Во-первых, чтобы стать профессиональным тренером по ментальной арифметики, необходим минимум год активной работы, и не одно, а 3-4 обучения. Сначала обучаем только сложению и вычитанию – это первый уровень, далее каждые полгода проводятся повышения квалификации. Летом планируем провести курсы повышения квалификации для тех тренеров, которые уже обучились первому уровню, после чего им предстоит самостоятельная работа онлайн. Мы изначально готовим педагогов для совместной работы. Получается, педагог, который обратился к нам, заплатил относительно небольшую сумму за обучение и прошел курсы — получает полное сопровождение своей работы. Педагогу не нужно забивать голову лишними вопросами, его цель – качественная работа с детьми: готовиться к уроку и проводить интересные занятия. Все организационные моменты, вплоть до сбора платы за обучение, предоставления методической литературы, учебных программ и многого другого, берем на себя. Помогаем набрать группу, приезжаем в школу, проводим мастер-классы, общаемся с родителями. Мы предлагаем такую уникальную услугу государственно-частного партнерства — аутсорсинг. У школ есть свои плюсы, у нас свои, вместе мы стараемся создать лучший продукт для детей и родителей. Хороший процент оплаты закладываем для тренеров, это является для них хорошим дополнительным заработком.

 

— Какие критерии вы ставите для тех, кто хочет у вас обучиться ментальной арифметике?

— Это, как минимум, наличие опыта работы с детьми, педагогического образования и знания психологии. Мы стараемся обучать ментальной арифметике лучших в своей сфере педагогов, в основном на наши курсы приезжают те, кто доказали свою эффективность – заслуженные учителя, победители районных этапов конкурсов «Учитель года».

— Расскажите о реакции педагогов, которые впервые изучают основы ментальной арифметики?

— Наши курсы — это реальный труд и нагрузка для всего организма, потому что люди окунаются в совершенно другой тип работы. За два дня обучения идет полное переформатирование и перестройка мозга. Мы сразу предупреждаем, что в эти дни вам придется плотно поработать и напрячься, но через это надо пройти. В основном, после окончания обучения учителя остаются в восторге и горят желанием работать. Но мы понимаем реальность – только после сдачи аттестационного экзамена они могут приступать к урокам. Экзамен сдают не все, только лучшие – у кого есть терпение и упорство. Но пока не получат сертификат они не допускаются к работе с детьми.

— Над какими проектами сейчас работает It-школа «Орбита»?

— Если лето для многих это пора отпусков, то для нас — это время упорной и плодотворной работы. В конце июня начинается традиционная обучающая школа для школьников. В этом году летняя школа «Орбита» стартует с 23 июня на базе башкиркой гимназии имени Рами Гарипова в Уфе. Обучение пройдет по направлениям – ментальная арифметика, робототехника, программирование, микроэлектроника и английский язык. Хотел бы подробнее остановиться на последнем.

У It-школа «Орбита» большой опыт использования it-технологий при преподавании английского языка. Интерактивный английский язык ведется по методике LinguaLeo – это смешанное обучение, когда часть контента ребенок получает самостоятельно. Она позволяет привить ребенку навык самостоятельной работы – самому добывать информацию в интернете. Освоив такой навык, человек таким же образом сможет изучить любой язык уже самостоятельно.

Сейчас мы работаем над интересными проектами республиканского масштаба. Например, в апреле провели региональный этап международной олимпиады по ментальной арифметике «Genius Kid Bashkortostan2018». В Олимпиаде приняли участие лучшие 329 учеников, прошедшие отборочные туры по ментальной арифметике со всей Республики Башкортостан, а также гости из города Оренбурга.

А в марте состоялся ежегодный республиканский фестиваль по робототехнике и инжинирингу, организованный в рамках Всероссийского чемпионата «РобоЛига.Russia2018». В данном мероприятии приняли участие более 800 гостей из разных уголков России и СНГ.

Сейчас идут подготовки к региональному этапу всемирной робототехнической олимпиады World Robot Olympiad, который состоится 20 мая на базе Республиканского инженерного лицея.

С сентября планируем начать новое направление – совместно с компанией «Алгоритмика» будем развивать программирование. Программирование это очень трендовое, фундаментальное направление. It-школа «Орбита» рассматривает робототехнику именно с точки зрения дальнейшего перехода на программирование. То есть робототехника без программирования не полноценна. Поэтому у нас дети занимаются робототехникой, потом переходят на программирование, потом могут перейти обратно на робототехнику, но на более высокий его уровень — когда уже сами пишут код и программы. То есть сначала дети занимаются по шаблону – готовыми блоками, потом учатся программированию, а следующим этапом – сами пишут программу для роботов. Такой цикличный – из одной орбиты в другую – этап развития является наиболее оптимальным и результативным.

Наше следующее направление – микроэлектроника. На сегодняшний день готовим свою платформу, на этой базе дети будут создавать свои проекты. Тут необходимо знание химии, физики, основ электроники, и дальше – программирование. Вы можете спросить, почему мы везде используем программирование? Потому что сейчас мир меняется с большой скоростью и день за днем движется к интернет-вещам. Интернет-вещь — это обычный предмет, но когда его соединяют с высокоскоростным интернетом, он становится очень функциональным объектом новой реальности. Допустим, футбольный мяч. Когда к нему прикрепляется gps-навигатор и чип, за все время матча мы четко знаем, с какой скоростью двигался мяч, какой был удар и какой игрок сколько раздавал пасы. Потом эти данные можно сохранить, проанализировать с помощью компьютера и дать четкие рекомендации каждому игроку. Это только прием с мячом, на его месте может оказаться любой предмет – будь то зубная щетка, игрушка или товары. То есть любая вещь, которая подключается к интернету, может дать нам неограниченные возможности. Мы уже вступили в эру информации и этот рынок будет только расти. Поэтому сейчас важно готовить высококвалифицированных программистов, которые будут всегда востребованными, и конкурентоспособными. Мы хотим помочь им реализовать свои интересные проекты и хорошо зарабатывать.

— Расскажите о вашей команде «Орбита»?

— В основном, наши сотрудники умеют работать с детьми и имеют опыт организации различных республиканских проектов в сфере образования. Сейчас наша «Орбита» расширяется и пополняется. От слаженной и дружной работы команды зависит успех компании. Члены нашей команды всегда в поисках, они постоянно обучаются, повышают квалификацию, так как на них возложены разнообразные задачи не только в сфере образования, но и управления, менеджмента. Когда задачи становятся большими, нужно использовать новые современные инструменты.

— Если родители узнали о ментальной арифметике и хотят отдать своего ребенка на курсы, куда им стоит обратиться?

— На сегодняшний день курсы по ментальной арифметике и робототехнике наши тренеры ведут в различных школах и детских садах республики. Если в вашем районе курсы еще не открыты, то рекомендуем родителям поговорить с руководством школы и отправить педагогов к нам на обучение, тогда в скором времени ментальная арифметика появится и в вашей школе. Эффективнее всего, когда ребенок занимается у себя в школе. Это и комфортная атмосфера, и знакомый педагог, знающий возможности ребенка. Если нет возможности заниматься в своей школе, то можно посещать курсы в нашем офисе it-школы «Орбита» по адресу, ул Ленина, 70.  Набираем ограниченное количество групп и ведем их в течении года.

Мы стараемся каждый раз повышать квалификацию, обучаться у лучших и ставим цель быть лучшими в республике.  И хотим сделать наши курсы доступными для всех слоев населения. Как уже говорили, It-школа «Орбита» не пошла по пути создания унитарной, малодоступной частной школы. Мы расширяем географию охвата школ, и цены у нас самые низкие на рынке — 2 тыс. по всей республике (тогда как у конкурентов около 4-5 тыс. рублей). Сейчас запустили проект «сельская школа», в которых население меньше тысячи человек, мы ставим цену 1500 руб в месяц.

— Спасибо вам за интересную и познавательную беседу. Разрешите, как специалисту в этой сфере, задать вопрос, который меня очень интересует — по вашему мнению, когда роботы смогут полностью заменить человека?

— Полностью, я думаю, никогда не заменят. Самоцели такой нет. Здесь цель – автоматизировать какие-то процессы для быстроты и удобства людей, удешевить производство. Очень интересный проект, к примеру, книга, которая на ночь читает детям сказу. Родители, например, могут не знать 1000 сказок, но в книге заложена определенная программа. Такое же проект можно создать в виде робота или мягкой игрушки. Поэтому я их рассматриваю, как помощники человека, но не замена им.

— Спасибо!