БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ ПОГРУЖАЮТСЯ В ПРОФЕССИЮ С НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. WRO 2018

В Уфе состоялся региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады 

20 мая, на базе Республиканского инженерного лицея состоялся республиканский этап Всероссийской робототехнической олимпиады, который ежегодно собирает юных и талантливых изобретателей со всех уголков Республики Башкортостан. В соревнованиях приняли участие более 100 команд из Уфы, Нефтекамска, Стерлитамака, Мелеуза, Салавата и других городов и районов республики. 

Всероссийская робототехническая олимпиада – это российская олимпиада по программированию интеллектуальных робототехнических систем. В рамках олимпиады проводятся соревнования российских направлений, а также соревнования по регламентам международных соревнований Всемирной олимпиады роботов (WRO). 

«Инженеры в возрасте от 4 до 21 года представили свои разработки для решения сложных технических задач и боролись за возможность представить Республику Башкортостан в заключительном этапе Всероссийской робототехнической олимпиады, который состоится 20–25 июня 2018 года в городе Иннополис Республики Татарстан. Победители же поедут на World Robot Olympiad (WRO) – самую престижную мировую олимпиаду по робототехнике. В этом году она пройдет в Таиланде и соберет 22 тыс. команд из 60 стран мира», — рассказал нам генеральный директор Айти школы «Орбита» Асхат Зарипов. Организаторами также выступили Республиканский инженерный лицей-интернат, 
Республиканский детский образовательный технопарк, образовательная студия «Айтиго», Уфимский государственный нефтяной технический университет. 

Параллельно с отбором во Всероссийский этап, проходила республиканская олимпиада по робототехнике для маленьких инженеров. Это делается для того, чтобы младшие группы изначально закалялись со старшими, прочувствовали атмосферу и уровень и готовились через несколько лет принять участие в мировых робототехнических олимпиадах. 

С самого утра на всех этажах Республиканского инженерного лицея кипела жизнь. Сюда приехали не только участники олимпиады, но и родители, и родственники – для поддержки. 


Роботы буквально заполонили все свободное пространство инженерного лицея, это было похоже на настоящее нашествие роботов, как в фантастических фильмах. Некоторые из них состязались в скорости и силе при перетягивании, некоторые переносили и классифицировали блоки по цвету и получали за это баллы. 

Задачи, представленные ребятам, были достаточно сложные, но очень интересные. «Черная линия с препятствиями», где нужно передвигаться согласно заданному маршруту, «Умная сортировка» и «Перевозчик» – предполагающие сбор по площадке разных деталей – все эти задачи решаются с помощью заранее запрограммированных роботов, а дистанционно управлять им во время прохождения маршрута запрещается, за это команду попросту дисквалифицируют. 

Сокращение пищевых отходов, Точное земледелие, Доставка продуктов: решают задачи на сортировку и правильное использование продуктов, более точное засеивание саженцев и другие задачи связанные с общей темой, заявленной на World Robot Olympiad в этом году. 

Настоящая битва разыгралась на футбольном поле для роботов. Здесь можно было наблюдать все атрибуты настоящего качественного футбола – точные передачи, красивые голы, умелые вратари, были и штрафные, и пенальти. Даже правила робофутбола те же, что и на обычном поле, с одним отличием – игроками были управляемые с джойстиков «механические спортсмены». Роботы-футболисты, как и живые игроки, совершенно разные — кто-то мощнее и маневреннее, кто-то меньше, но быстрее, а кто-то пока только учится играть и набирается опыта. Сила и успех робота, конечно же, зависит от опытности их конструкторов и слаженности всей команды. Футбольное поле плотно обступили болельщики: 

— Давай, вперед, объезжай! 
— Тарань его, тарань! 
— Ну же, забивай! Гооооол! 

Оставив разгоряченных механических футболистов, прошла на другую площадку, где проходили не менее интересные соревнования – «Внедорожники» для детей с 6 до 12 лет. Начинался второй раунд. Данное соревнование состоит из нескольких препятствий – простого, удлиненно-усложненного и каскада. Задача участников – быстрее всех проехать все препятствия. Если у победителей будут спорные моменты по времени, то устраивается четвертое препятствие – эстакада. Роботы должны забраться по наклонной поверхности за максимально короткое время. 

Меня поразила выдержка и спокойствие маленьких инженеров, с каким тактом и расчетом вели своих роботов по совревновательной площадке. Все были настроены только на победу и безоговорочно верили в своих роботов. 

Отличительной особенностью олимпиады также стала выставка роботов в категории «Творческие проекты». 
Олег Сомов, третьеклассник из 93 гимназии, собрал робота, который готовит блины. Этакий незаменимый помощник на кухне. Ему помогала сестра Настя, дети уже второй год занимаются робототехникой в своей школе. 

— Я сам очень люблю блины и решил смастерить такого робота, чтобы помогал маме. А если доработать и ввести в производство, это упростит работу многих кафе и ресторанов. Я его обязательно запатентую и продам за 2 миллиона долларов, — говорит молодой инженер. 
Принцип работы таков – первый робот держит емкость с тестом, переворачивает его и наливает на раскаленную форму. Через две минуты подъезжает второй робот и встроенной лопаткой переворачивает блин, а потом убирает его в тарелку. 

Ибрагимов Амир с пяти лет начал ходить на кружок робототехники, хотя ему сейчас всего 8 лет, имеет большой опыт участия на подобных олимпиадах. В этом году для творческого проекта он собрал портативный многофункциональный робот, который собирает органически мусор, перерабатывает его в биогумус, отвозит и равномерно распределяет удобрение по полю. 

— Изначально я делал робота-уборщика, но решил взять более глобальную тему и переделал в такой многофункциональный робот. Тема переработки отходов актуальна во всем мире, наш город — не исключение, — говорит Амир. 

Шестиклассник Василий из 47 школы рассказал о роботе-манипулятор с вакуумным захватом. 
— Робот оснащен присоской и компрессором, захватывает клешней банки, которые едут по конвейеру, и вставляет на них крышки. Датчик света следит за банками и распределяет их по цвету. Я думаю, что это интересная задумка и ему найдется применение в промышленном производстве», — рассказал мальчик.

Земфира Набиуллина привела на олимпиаду свою дочь Лейлу и теперь ждала результатов: 
— Занимаемся робототехникой с октября прошлого года. Когда встал вопрос, женское ли это дело, Лейла убедила меня, что ей нужна именно робототехника. Ей очень нравится, с нетерпением ждет занятий, дома все время собирают Лего, увлекла и младшего брата. Сегодня участвуем в категории «Перетягивание» младшей группы. Мы рады, что смогли попасть на сегодняшнюю олимпиаду, спасибо Айти школе «Орбита» и нашему учителю Венеру Абдуллину за такую возможность. Увидели много разных видов сложных роботов, в будущем мечтаем научиться собирать и такие. 
Такая творческая и рабочая атмосфера царила в лицее до позднего вечера. Мероприятие объединило и участников, и организаторов, и гостей. И это здорово, ведь главной целью проведения олимпиады, в первую очередь, является повышение интереса школьников к сфере информационных технологий и инженерно-техническим специальностям, а также развитию творческих способностей. 

«За пять лет мероприятие становится все более масштабным. Растет и количество участников, и их уровень. В 2018 году участие в олимпиаде приняли почти юных изобретателей со всех уголков нашей республики, их пришли поддержать друзья и родители. Самые младшие участники – еще воспитанники детских садов, но уже могут похвастаться историей своих исследований и победами в конкурсах. Приятно, что олимпиада продолжает набирать количество участников, но еще важнее, что в этой погоне за охватом – мы не теряем, а приумножаем качество» — рассказал it-директор школы «Орбита» Марат Ахметшин. 

Пожелаем нашим юным инженерам творческих успехов, больших высот, новых интересных проектов и будем держать за них кулаки во Всероссийском этапе олимпиады.