Почему участники летней школы «Орбита» так любят программирование? Потому что сами создают компьютерные игры и мультфильмы!

В летней школе «Орбита» работают шесть направлений, отвечающие самым современным учебным требованиям и дающие самые передовые знания. Пожалуй, одним из самых захватывающих и привлекательных направлений для детей являются алгоритмика и программирование.
Что такое алгоритмика и за что его так полюбили дети?
Алгоритмика — раздел информатики, дисциплина, изучающая алгоритмы и их применение к решению задач. Включает теорию алгоритмов, а также разработку, построение алгоритмов, теорию вычислительной сложности алгоритмов. То есть это умение будущего, без которого нельзя будет представить ни одну профессию через 10 лет. От финансовых рынков до медицины.
Понятие алгоритма — одно из основных в программировании и информатике. Это последовательность команд, предназначенная исполнителю, в результате выполнения которой он должен решить поставленную задачу. Запись алгоритма на формальном языке называется программой.


На уроках алгоритмики дети изучают не только программирование, но и физику, астрономию, архитектуру и другие смежные дисциплины. У учеников появляется понимание, что школьные предметы связаны между собой в целом и с программированием — в частности. Дети, получившие базовые знания программирования, лучше учатся в школе, потому что появляется четкое понимание последовательности любого действия. Ребенок получает навык планировать заранее свой день.
Я сегодня посетила уроки Программирования в младшей и старшей группах в рамках летней школы «Орбита».
У младшей группы идет урок алгоритмики, они пока изучают основы этого предмета, готовя почву для изучения языков программирования. Дети сидят за компьютерами и выполняют задания в специальном обучающем сайте в платформе алгоритмики. Имеются определенные блоки программ, из которых ученики выбирают команды и выстраивают свою программу таким образом, чтобы правильно выполнить задания и набрать баллы. Задания состоят из семи частей и разделены по сложности. Ребенок, прошедший первый уровень, получает баллы и проходит на второй. Кто прошел все семь уровней, того ждет особо усложненные задания, отмеченные звездочкой. Это сделано для того, чтобы наиболее одаренные дети, которые быстро справляются с заданием, не ждали остальных, а все время были заняты получением новых знаний.


На компьютере изображен квадратный робот, который должен выполнить определенные действия руками ученика. Он подходит к ящику, определяет его цвет. Если зеленый – отправляет на ремонт, если желтый – в мусор. Этот робот находится лабиринте, и ученик прописывает все его шаги до ящика и далее – выбор действия в соответствии со цветом предмета.
Программирование помогает развитию аналитических способностей, учит выстраивать сложные логические конструкции. Какую бы профессию ребенок не выбрал в будущем — логическое мышление всегда пригодится в жизни и в любой профессии.
— В младшей группе собрались дети 10-11 лет практически со всех районов республики, — рассказывает учитель Галиев Фанис Фанилович, который является преподавателем программирования в лицее №1 города Стерлитамака. – Сейчас они заняты выстраиванием программы для робота, собирающего разноцветные ящики. Эти ученики впервые сталкиваются с алгоритмикой, на первых уроках у нас был вводный курс. Познакомились, узнали про алгоритмику, в игровой форме учились писать простые программы, что бы наш робот двигался вперед и назад. Теперь, как вы видите, дети освоились и уже строят свои программы, каждый в состоянии работать самостоятельно.


— Учебная программа программирования построена таким образом, что ребенок в любом возрасте может начинать его изучать. Но знания получит наиболее последовательно и полно, если с первого класса начнет знакомство с Робототехникой WeDo2.0. Это очень простая программа для начальной школы 1-3 классов. Далее в 4-5 классах изучает Алгоритмику – здесь более сложный уровень, дети создают блоки программирования. В 6-7 классах проходят Робототехнику на основе Лего EV3, и как завершение — изучаются языки программирования на основе Ардуино. Получается, мы сейчас на наших уроках создаем базу для умения программировать настоящих роботов, то есть закладываем основу для будущих настоящих инженеров и программистов, — продолжает учитель.
Уроки Алгоритмики развивают проектное мышление: на занятиях дети учится шаг за шагом создавать свой собственный большой серьезный проект, применять теоретические знания на практике. С помощью программирования можно воплотить свои идеи и мечты, создать игру, мультфильм или «оживить» робота.

Это ведь так здорово, когда ты играешь в игру, которую создал сам! Ты не просто игрок, ты участник действия. А каково это, если предлагаешь пройти своему другу поучаствовать в созданной тобой игре? Восторга и гордости нет предела!
Ученики старшей группы на уроке создавали свои мультфильмы и игры. Я пообщалась с несколькими из них.
— Меня зовут Ксюша, я приехала из Белебея. В летней школе «Орбита» мне очень нравится, у нас дружный и веселый отряд. В первую часть дня мы обучаемся, изучаем алгоритмы. Вчера делала интересный мультик про инопланетянина, который прилетает в гости на нашу планету. Также мы создаем свои игры. Больше всего понравилась игра «Лабиринт». Мы создавали сложные и ухищренные лабиринты и предлагали одноклассникам их пройти. Кто-то сразу мог пройти, а кто-то так и не смог, — смеется девочка.
— Мне понравилась создавать игра про птичку, которая летает между столбами. Мы мышкой должны ее все время поддерживать в летающем положении, чтобы она не упала или не врезалась в столб, — рассказывает Лена из Уфы. – Я выбрала это направление, потому что плохо разбираюсь в компьютерах и хотела догнать и перегнать школьный курс. На уроках объясняют очень доступно и понятно, что для меня это стало увлекательным занятием. В будущем хочу создать вою игру для девочек, в котором можно будет выбрать любой наряд для куклы и подобрать к нему аксессуары. Кто сказал, что программирование только для мальчиков? – хихикает Лена.


Мое общение с учениками подтвердил данный факт – детям очень нравится уроки программирования. Преподаватели смогли найти подход к каждому ученики и создали дружную рабочую атмосферу, в которой каждый ребенок нашел для себя полезное и интересное. Все дети в один голос твердят, что хотели бы продолжит обучение в своих школах. И это является необходимостью в 21 веке, это требование времени, потому что уже сегодня 90% всех рабочих мест требуют базовых знаний в области IT-технологий. Эксперты говорят, чтобы удовлетворить кадровый спрос на программистов в России, их число должно вырасти как минимум вдвое. Даже если ребенок не станет профессиональным программистом, любой работодатель высоко оценит его знания в этой области. АйТи школа «Орбита» готовить самых востребованных АйТи специалистов России и идет в ногу со временем.